Международный семинар «Воспитание гражданственности» г. Ереван — 2019 г.

О международном семинаре «Воспитание гражданственности»

Иванова Н.К., ГАПОУ РС (Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Федотов Т.Н., МБОУ Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.С.Спиридонова   

С 25 февраля по 1 марта 2019 года в г. Ереване состоялся международный семинар «Воспитание гражданственности», проведенный в рамках программы «Практика гражданственности», организованный Европейским центром имени Вергеланда в сотрудничестве с Ассоциацией политических исследований Совета Европы. Основной целью семинара было обозначено содействие гражданскому просвещению и образованию в области прав человека посредством повышения уровня знаний и умений представителей системы образования и общественных организаций, работающих в сфере гражданского просвещения. Участниками международного семинара стали представители 15 субъектов Российской Федерации.

Программа «Практика гражданственности» была запущена в 2013 году и состоит из 3 этапов: вводного семинара, продвинутого уровня по обсуждению разработанных проектов и конференции для распространения опыта и обсуждения результатов участия в программе. Как отметили организаторы, участие в Программе предполагает учет глобальных тенденций и рисков в сфере прав человека на региональном уровне.

Петр Швитальский, полномочный посол европейского Союза в Армении, подчеркнул важность рассмотрения вопроса об уровне гражданского участия, и привел пример парадоксальности нашего времени, когда граждане, понимая необходимость перемен и принимая ответственность за ценности, с другой стороны, не хотят активного участия. Также, господин Швитальский отметил о влиянии технологической революции на общественные настроения, о том, что мы становимся «гражданами сети». Так, в своем рассуждении о роли государства в жизни личности и гражданина он отметил, что сейчас, являясь локомотивом политического и экономического развития, государство пытается спрогнозировать изменения поведения граждан через Big Data. Следующий тезис был связан с с рисками неопределенности и непредсказуемости, когда люди устают от свободы выбора, могут легко последовать за тем, кто сможет предложить решение.

Идею об огромном влиянии интернета и телевидения, с возможностью онлайн транслирования и формирования массового сознания и отношения к историческим событиям продолжил в своем выступлении о так называемой «Бархатной революции» в Армении, Армен Закарян, директор Ереванской школы политических исследований. Он подчеркнул влияние развития демократии среди молодежи на постсоветском пространстве, демократический характер смены власти (революция «Открытых рук») и переходе на горизонтальное управление демократическими процесса посредством Интернет.

Команду тренеров семинара представили: Мажена Рафальска (эксперт Европейского центра имени Вергеланда и Совета Европы, Польша), Олена Стыславска (эксперт Европейского центра имени Вергеланда и Совета Европы, Польша), Татьяна Сергеевна Акопова (декан факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Россия), Ирина Федоровна Игропуло (ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального университета, Россия).

За период семинара были обозначены основные ценности и методические основы образования в области прав человека и воспитании демократической гражданственности, представлены тренерские практики по организации образовательного процесса в области прав человека в различных образовательных системах (внеформальном, формальном и неформальном), взаимообусловленность прав человека и социальных, экономических, экологических и политических аспектов мирового развития.

В начале семинара эксперты спросили, что нам нужно в первую очередь, какой мир мы хотим строить? От этого будет зависеть каким будет общество и образование, подготовкой к действию становится гражданское образование, отмечено, что «демократами не рождаются, его воспитывают». Результатом гражданского образования является компетентный человек, как человек действующий. Компетенции, в рамках Программы, рассматриваются как система таких взаимосвязанных между собой дескрипторов, как ценности, установки, навыки и знания. Главными темами кампании объявлены:

  1. Услышать голос детей
  2. Обучение спорным вопросам
  3. Предотвращение издевательств и насилия
  4. Работа с пропагандой, дезинформацией и фальшивыми новостями
  5. Противодействие дискриминации
  6. Улучшение самочувствия учащихся в школе.

На семинаре демократизация системы образования рассматривалась с точки зрения управления, организации процессов воспитания и обучения, построения партнерства и сотрудничества между участниками образовательных отношений. 

Одним из ярких моментов организованного семинара стало посещение Школы и комьюнити центра им. Хорена и Шушаник Аветсянов в г. Ереван. Лейтмотивом построения демократического уклада школы является призыв Совета Европы «Вместо стен, мосты». Школа впечатлила своими учениками, которые свободно владеют армянским, русским, английским и французским языками, активно включены в проектную деятельность, вносят свой вклад в управлении школой.

В завершении семинара была презентована программа «Free to speak, safe to learn», которая открыта в свободном доступе для изучения и подключения по ссылке  https://www.coe.int/en/web/campaign-free-to-speak-safe-to-learn.

Благодарим ЯРОО «Клуб учитель года РС (Я)» и лично Юрия Васильевича Кынатова за организацию участия в работе международного семинара и призываем коллег присоединиться к программе «Free to speak, safe to learn».