Московские дни
Хочу написать путевые заметки, но нашему путешествию подойдет название “Впечатления учителей”
Когда прилетели в Москву день был пасмурным, небо затянуло серыми тучами. Напоминало нашу осень, чем яркую весну. Встретили нас на двух мерседесах. Так что ехали по Москве с комфортом. Спасибо Алексею Доронину. Остановились в центре города, на Тверском бульваре. Чему мы были безмерно рады, так это тому факту, что школа Капцовых была совсем рядом, всего в минутах ходьбы. Темп в Москве бешеный, время летит, а у нас в планах ВСЕ, в смысле того, что хочется посетить все и объять необъятное. Мы были уставшие и сонные, но уже настроились на активное времяпровождение, поэтому, побросав вещи в хостеле, двинулись гулять по Москве. До 19 часов вечера где мы только не побывали… .Первый наш день в Москве был самым длинным и весьма насыщенным днем.
22 марта — волнительный день. Открытие XI открытой городской ОУ РФ конференции проектных работ по краеведению и истории Отечества «Россия -мое отечество». Специально написала полное название, чтобы передать всю информацию о содержании конференции. Работают 17 тематических секций, 12 площадок, выставляются 164 проектные доклады. Организаторы ГБОУ Школа 1520 им. Капцовых центрального округа Москвы при поддержке и активном участии МГОМЗ » Коломенское».
Школа одним словом — СУПЕР!!! Ну вот все-все… Про здание школы можно написать целую статью. Это старое здание. Его спроектировал знаменитый архитектор Чичагов. Но сейчас стоит уже в несколько реконструированном виде, но все равно сохранился в здании стиль того далекого времени. Этому зданию больше 100 лет. Поэтому и внутреннее убранство школы не похоже на среднестатистические школы. Все очень величественно — мраморные лестницы, высокие потолки, люстры, на окнах причудливые шторы…
Нас встретили очень радушно. Для гостей конференции провели маленький экскурс по школе — мы посетили музей основателя А.С. Капцова. Руководитель музея очень интересно рассказал об истории школы, о его создателе А.С. Капцове. Музей небольшой, но очень богатый историческими и подлинными материалами. Было очень содержательно и интересно.
Открытие конференции было не менее интересным. Не было, как у нас, длинных и помпезных речей, вместо этого лаконичное, емкое и яркое действо. В конце нас удивили театральной постановкой Пигмалион. Актеры — ученики 11 класса из школьного клуба “Клио”. Я бы даже не подумала, что это школьники. Настолько играли профессионально, что нас весьма поразило, и, как впоследствии выяснилось, что наши подопечные Платон и Игорь были сильно впечатлены сим представлением
После открытия начались работы секций. Конференция настолько глобальная не только в масштабе охвата всех исторических мест и зданий, но и в его географии. Приехали школьники 12 регионов: с Поволжья, республик Ингушетии и Татарстана, с Волгорада, Петербурга, Тамбова, городов Подмосковья, из школ самой Москвы и мы — участники и гости из далекой Якутии. В каждой секции по 10-15 учащихся. Наши ученики выступали в трех разных секциях. Дайаана выступила в секции “Я — современный гражданин России” с докладом “Судьбоносный соболь”. Это проект о создании памятника в честь вхождения Якутии с состав РФ. Данная секция проходила на историческом месте — в музее заповеднике в Коломенском парке во дворце Алексея Михайловича. Ее сопровождали Альбина Макаровна, Лидия Алексеевна и Надежда Аскалоновна. Платон выступил в секции “Рубежи ратной славы защиты Отечества” с докладом “Мой прадедушка -участник Сталинградской битвы”. Он достойно рассказал о своем прадеде Касьянове В.Г. С ним были Мичилийэ Святославовна и Саргылана Сергеевна. Игорь — в секции “Отечества достойные сыны”. Сопровождали его я и Сардана Яковлевна. Секцию провели в библиотеке «Дом А. Ф. Лосева», что на Арбате. Эта публичная специализированная философская библиотека. Библиотека компактная, при библиотеке есть музей А.Ф.Лосева. Это оказывается выдающийся ученый-философ, который долгие годы оставался в забвении. У него более 1500 тыс. выпущенных книг и статей! Про его жизнь и труды очень интересно поведал нам научный сотрудник библиотеки и провел экскурсию по музею. Секция проходила в уютном зале. Наш Игорь молодец! Выступил очень даже хорошо!.Его тема “Боевой путь красноармейца Евдокимова В.П.” Доклад о его прадедушке- фронтовике. Во-первых, рассказал сам, без бумажки, во- вторых, ответил на все вопросы жюри, в- третьих, раздал свои сувенирные магнитики. Конечно, он нехило волновался, с ним волновались и мы. Самое главное, наш Игорь не растерялся и не было неловких пауз. Он выступил с честью, за что ему хвала и аплодисменты! Кстати нам выдали талоны на еду. Обедали и ужинали вчера в школе совершенно «забесплатно»(приятный бонус). Накормили нас вкусно и очень сытно. Короче, в голове сумбур, впечатления аж не помещаются. Но формат требует сжатия. Поэтому не могу все передать словами, настолько все очень емко. Все зашкаливает: и адреналин и эмоции. Одним словом – Супер!!! «О, сколько нам открытий чудных…
Преподнес нам этот день…» Немножко перефразировала слова великого Пушкина. Действительно, день выдался очень богатым на события.
Вчера с утра все участники конференции отправились в Русский исторический музей на экскурсию. Разделили на группы, экскурсоводы очень интересно рассказывали об экспонатах музея. Поражает величие музея. Мы успели осмотреть все залы музея. Наш Платон был ошеломлен и поражен… Настолько его впечатлило увиденное в музее. После обеда слушали лекцию доктора филологических наук профессора кафедры русской словесности Аннушкина В.И.. Даже не лекция, которая, увы, вызывает ощущение скуки. У Аннушкина В.И. получился разговор. Разговор с нами. Настолько он хорошо владеет риторическим искусством, что хочется сидеть и слушать. После короткого перерыва наконец-то долгожданное событие — закрытие!
Все в волнительном ожидании собрались в конференц-зале. Итак, подведение итогов! Нам понравилось то, что всем участникам вручили грамоты победителей номинаций, призерам и победителям. Никто не остался без грамот и подарков. Не покидало ощущение праздника, все дети чувствовали себя победителями. Нашим Дайаане и Платону достались грамоты победителей в номинации, а Игорь уже призер — 3 место . Еще там, в доме Лосева, мы лелеяли надежду на призовое место. И надежда превратилась в реальность: Игорь — призер всероссийского уровня!
В паузах во время награждения участники рассказывали гостям и зрителям о своих школах. Мы тоже не остались на стороне. Показали видеоролик о своей школе. После показа ролика Юрию Васильевичу передали привет от Черенковой Инны Владимировны через ее коллегу. Нам тоже было очень приятно. Мичилийэ Святославовна блестяще выступила с речью и вручила администрации школы сувениры благодарственное письмо от имени педагогической общественности Верхневилюйского улуса. .А кульминацией вечера стало посещение театра “Современник”. Мы получили возможность лицезреть Марину Неелову и Елену Яковлеву в премьере спектакля “Играем Шиллера” о Марии Стюарт.
26.03.2018
Наш последний день в Москве. Вечером вылетаем в Якутск. В этот день мы с утра посетили 3 урока: литературное чтение во 2 классе, урок русского языка в 1 классе и урок математики в 3 классе. Учителя молодые, креативные. В каждом классе сидят по 25-26 учащихся. Классы компактные, уютные, но не кажутся переполненными. Школьная мебель немного отличается от нашей. Столы более похожи на парты, с выемкой спереди для удобства, стулья легкие и не громоздкие. В основном на уроках применяют групповые методы обучения. На уроке чтения учитель показала много интересных приемов и методов по работе с текстом. Это и поисковый метод, была представлена и решена проблемная ситуация, применялся творческий подход, дети много работали в группах. На уроке русского языка применялся поисковый метод: дети сами находили слова в словаре и выполняли задание. Ученики много работали и самостоятельно и в парах. Учительница только направляла их. Хотела показать на интерактивной доске задания из единого школьного сервера, но из за загруженности сети задания к сожалению не загрузились. Урок математики в 3 классе прошел на высоком уровне. Нам был продемонстрирован урок, который отвечает всем стандартам современного урока. Дети показали свои умения работать в группах, решать и выполнять поставленные задачи. У каждого ребенка был нетбук. Там они тоже выполняли задания.
Итак, что мы увидели на уроках:
1.Работают все, и работает каждый.
2.Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3.И учитель, и ученик благодарны каждому за его участие, и каждый
благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4.Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного урока.
И после посещенных уроков я пришла к выводу, что современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от критериев. Хотя один важный критерий остается современного урока — это умение управлять деятельностью ребенка и в тоже время оставлять право выбора за ним. Вот такой вот парадокс получается.
После третьего урока мы провели рефлексию с учителями. Признались, что очень волновались, когда вели урок ( хотя мы и не заметили). Мы со своей стороны подарили им коробки с настольными играми хабылык и хаамыска. Провели маленький мастер-класс по настольным играм.
Они очень заинтересовались.
Также мы узнали, что у них учеба ведется по модульной системе. После каждых 5 учебных недель наступают однонедельные каникулы. Таким образом учатся с 1 по 11 класс. Учебная неделя длится 5 дней, суббота и воскресенье отдых. Старшие классы занимаются по субботам по своим интересам. Начальные классы отдыхают и восстанавливают силы. Сами учителя тоже довольны таким распределением учебной нагрузки.
Мы тоже остались довольны и встречей и посещением уроков. Для нас дни, проведенные в Москве, стали важным стимулом, мы были в водовороте приятных событий и впечатлений, которые останутся в нашей памяти навсегда. Выражаем огромную благодарность Юрию Васильевичу за наше педагогическое путешествие!
Автор статьи Корякина Аяна Афанасьевна