Учитель года западной Якутии 2017г.

Событие, которое не забудется никогда…

(о конкурсе «Учитель года Западной Якутии – 2017»)

13 – 15 марта 2017 года

Есть события, которые с течением времени в наших воспоминаниях становятся всё ярче и ярче. Таким воспоминанием, к которому постоянно возвращаешься, хотя прошло уже больше 2 месяцев, стала поездка в Республику Саха (Якутия) на V открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года Западной Якутии – 2017», посвященный памяти Миронова Александра Степановича. Юрий Васильевич Кынатов, главный организатор конкурса, пообещал нам, что эта поездка станет не только важной по полученному нами бесценному опыту работы в жюри, но и настоящей этнографической и культурной экспедицией. Так и получилось.

Музей вечной мерзлоты, дома на сваях, ледяные скульптуры перед административными учреждениями, снег по колено и по пояс, слепящий зимний солнечный свет, долгий переход из Якутска в Верхневилюйск, остановки в тайге для совершения обряда, удивительная еда, интересная и незнакомая речь, национальная одежда, необычная музыка, разговоры об охоте, северном сиянии и снежных людях… Невозможно передать всю ту полноту ощущений, которая захватила нас при соприкосновении с якутской культурой и природой республики! Невозможно выразить словами то чувство (которое все мы испытали), когда ты выходишь ночью, чтобы посмотреть на звёзды, вспоминая свой дом и понимая, что ты находишься сейчас практически на другом конце света, на другом конце мира…

Нас было четверо, четверо гостей из европейской части России: 3 абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель  года России» 2011, 2015 и 2016 годов (А.В.Овчинников, С.С.Кочережко и я, А.М.Шагалов), а также абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016» А.В.Шевченко. Первый день конкурса начался с наших выступлений – открытых уроков и мастер-классов, на которых присутствовали участники конкурса и другие члены жюри. В течение следующих двух дней нам с нашими коллегами из разных уголков Якутии (лучшими учителями республики, победителями конкурса «Учитель года» прошлых лет) предстояло выбрать лучшего из лучших, оценить 16 уроков, мастер-классов и образовательных проектов. Было нелегко. Все участники показали очень высокую степень профессиональной подготовки, были оригинальны в своих выступлениях. Многие уроки и мастер-классы конкурсантов были проникнуты национальным колоритом, причудливо сочетая в себе русскую и якутскую культуру, знание народной жизни и глубину понимания природы.

Победителем конкурса стал учитель истории и обществознания Прокопий Дмитриевич Батюшкин. Думаю, что все мы поработали на славу и правильно выбрали победителя! На конкурсе «Учитель года Западной Якутии — 2017» он прошёл большую школу подготовки, которая не прошла даром. Спустя некоторое время Прокопий Дмитриевич стал победителем республиканского конкурса «Учитель года», а это значит, что он будет представлять свою республику на российском этапе конкурса!

В заключение хочу привести слова главного организатора, вдохновителя и идеолога конкурса «Учитель года Западной Якутии» Юрия Васильевича Кынатова, сказанные о конкурсе, в котором мы имели честь принимать участие: «Конкурсу быть!»

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»,

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№ 7 имени Г.К.Жукова

муниципального образования город Армавир Краснодарского края

Шагалов А.М.

Эта история началась с телефонного звонка…

Эта история началась с телефонного  звонка моего хорошего друга Юрия Кынатова, директора школы из Якутии, и его предложения: «А не хочешь ли ты приехать к нам?» За этими словами последовала цепь событий, итогом которых было то, что утром 12 марта в аэропорту Якутска оказались Сергей Сергеевич Кочережко, заместитель директора школы МДЦ «Артек», абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2015»; Александр Михайлович Шагалов, учитель русского языка и литературы из города Армавира, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2016»; Андрей Владимирович Шевченко, директор школы № 98 г.Краснодара, абсолютный победитель конкурса «Директор школы-2016» и автор этих строк – Алексей Васильевич Овчинников, победитель конкурса «Учитель года-2011». Для меня это была уже шестая поездка в Якутию, а остальные оказались здесь впервые, и их несказанно волновало, куда мы едем и что нас ждет. Я, как мог, успокаивал коллег, но слова «12 часов по тайге» действовали на них не очень ободряюще.

В Якутске было радостно встретить старых друзей – победителей республиканского и участников Всероссийского конкурса «Учитель года» Евгения Федорова, Артура Моисеева, Александра Новгородова, Федора Ушканова. И, конечно же, идейного вдохновителя и организатора нашей поездки, председателя клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», директора школы № 4 Верхневилюйска Юрия Васильевича Кынатова.

Всю дорогу до Верневилюйска вспоминалась наша первая поездка в эти края. 2012 год, январь, пятидесятиградусный мороз, УАЗ с народным названием «буханка», разбитая ухабистая дорога, почти 700 километров по тайге, кафешки с блинами и чаем и пятеро легкомысленных учителей из «далекой России», которые ехали в неизвестность, не сильно задумываясь о том, что, в общем-то, они сильно рискуют, отваживаясь на такую авантюру. Сейчас все вроде бы осталось так, но уже и не так. УАЗ заменила комфортабельная «Тойота», дорога стала не такой неровной, и местами встречается вполне приличный асфальт с разметкой и ограждениями. Придорожный сервис не сильно отличается от подобного где-нибудь в Ростовской области, хотя от этого потерял свой местный колорит, да и учителей со всей России за эти годы в Верхневилюйске побывал не один десяток. Окончательно пришлось уверовать в то, что прогресс не стоит на месте тогда, когда я увидел школу, в которой нам предстояло работать в течение нескольких дней. Пять лет назад на этом месте был голый пустырь, а сейчас стояло красивейшее трехэтажное здание желто-зеленого цвета. Еще более впечатляющей оказалась внутренняя отделка. Везде ощущались национальные мотивы, начиная от покраски стен на трех этажах, обозначающей нижний, средний и верхний миры, и до объемного панно в актовом зале с изображением якутских стерхов. А наутро началось мероприятие, ради которого мы и приехали за эти тридевять земель – конкурс «Учитель года Западной Якутии», организованный клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)». В первый день было торжественное открытие конкурса, который проводился в этом году в пятый раз и собрал 16 участников, география которых не ограничивалась Верхневилюйском и соседним улусами. Конкурсанты приехали из Якутска, Нюрбы, Вилюйска, Октемцев, Нижнего Бестяха, Сунтара, Нерюнгри, то есть преодолели от двухсот до полутора тысяч километров. В этот день свои открытые уроки и мастер-классы проводили мы, победители Всероссийского конкурса «Учитель года России»: Алексей Овчинников, Сергей Кочережко, Александр Шагалов, а также победитель конкурса «Директор года» Андрей Шевченко. Это был интересный опыт общения с детьми из другой языковой среды, другой культуры, и нам пришлось приложить немало усилий, чтобы организовать взаимодействие с ними. В этот же день состоялась встреча победителей всероссийского конкурса с педагогической общественностью. Гости, то есть мы, рассказали о себе и ответили на вопросы присутствующих педагогов, которых интересовало многое – от взглядов на современный урок до стоимости путевки в «Артек». Вечером мы посетили школьный музей в селе Кэнтик, где наших историков поразили экспонаты, датированные XV веком!

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011»,

учитель биологии МБОУ СОШ

с. БаловневоДанковского муниципального района Липецкой области

Овчинников А.В.

Наша школа будет жить и развиваться!

На встрече с педагогами в Якутске одна из учителей задала мне вопрос, который меня искренне удивил. Вопрос был о том, не устал ли я от постоянных командировок по стране. Конечно нет, – ответил я. Как можно устать от изучения своей родной страны? Как можно устать от встреч с учителями, которые не пали духом от бесконечного вороха отчётов и подлежащих срочному внедрению новшеств и не занимаются только заунывными жалобами на тяжкую педагогическую жизнь? Встречи с людьми, которым вопреки всем трудностям ещё «что-то нужно», для меня по-настоящему духоподъёмны. Пока такие люди есть, наша школа (в широком смысле этого слова) будет жить и развиваться.

В солнечную Якутию меня и моих коллег пригласили как раз такие люди, которым, несмотря ни на что, не просто что-то нужно. Ю.В. Кынатов и его единомышленники точно знают, как повысить мотивацию учителей к участию в конкурсах профессионального мастерства и качество конкурсных уроков, чем делают большое дело для всего региона. Я в Якутии впервые,  очень благодарен за приглашение и по-настоящему тёплый приём, но не могу судить о динамике конкурса «Учитель года Западной Якутии». Алексей Овчинников, приезжавший в Якутию уже в шестой раз, поделился со мной впечатлениями: от года к году качество конкурсных уроков и мастер-классов растёт. На одном из уроков, который я оценивал, дети анализировали картину «Мечта» якутского художника Андрея Чикачёва; ещё на одном историк изучал с детьми события Первой мировой войны через биографию его прадеда.

Мы побывали в нескольких ярких школах Якутии, встречались с детьми и учителями. Мне было очень интересно обсуждать с якутскими учителями мою статью о мифологизации современного урока, опубликованную в № 7 «Учительской газеты». В Якутии меня представляли не иначе как «автора той самой статьи», которая вызвала у публики большой интерес.

Со мной был небольшой «педагогический десант» из двух учителей из школы Международного детского центра «Артек». Они также посещали уроки и мастер-классы, вдохновлялись опытом якутских учителей и красотами края. Обновляемый «Артек» строится как образовательное пространство, где для тысяч ребятишек из России и других стран реализуются новые форматы обучения, интегрирующие формальное и неформальное образование. Мы начинаем реализацию программы профессионального роста педагогов школы, одним из элементов которой являются педагогические стажировки. Идея проста: молодым учителями учиться учить детей нужно не в теории, а в практике. Благодарю принимающую сторону за организацию педагогической стажировки.

Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015»,

заместитель директора по учебной работе СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Кочережко С.С.