ТYМЭР ФОРУМ-2020

«Учительская газета», №11 от 17 марта 2020 года Образование — это встреча В Якутии приветствовали учителей, которые работают ради будущего
0
Якутская земля издавна славилась вкладом в развитие образования. По распоряжению атамана якутского казачьего полка А.И.Нарицына 3 ноября 1829 года была открыта первая казачья школа, которая в настоящее время одно из старейших учебных заведений республики. В XIX веке на становление Вилюйской казачьей школы оказали влияние декабрист-просветитель М.Н.Муравьев-Апостол, революционер-народник П.А.Грабовский. Репетитором учебного заведения был известный революционер-демократ и писатель Н.Г.Чернышевский. Одно из первых школьных попечительств в Якутии зародилось именно в Вилюйской казачьей школе по инициативе купца Н.А.Расторгуева.Борис Кутенков

Поэтому неудивительно, что и открылось самое масштабное педагогическое мероприятие года — Межрегиональный образовательный форум «ТУМЭР форум»-2020 — именно в Вилюйске. В прошлом году город отметил 190‑летие местной школы, а в 2022 году исполнится 100 лет Вилюйскому педагогическому колледжу. А с 29 февраля по 6 марта 14 площадок республики принимали абсолютных победителей, лауреатов и финалистов конкурса «Учитель года России» разных лет, а также учителей, подготовивших призеров ВОШ и стобалльников ЕГЭ.

Награждение абсолютного победителя конкурса Валентины ТРЕТЬЯКОВОЙ

Крупнейшим событием в рамках форума стал открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2020 памяти заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александра Миронова. «Учительская газета» не раз писала об этом событии, так как имеет к его организации самое прямое отношение. Напомним красивую легенду о пеликане, который, чтобы прокормить своих птенцов, разорвал себе грудь и вскормил их своей кровью. В памятном 1989 году и было решено сделать птицу официальным символом конкурса «Учитель года», затеянного «УГ». Наша газета в 2013 году стояла у истоков конкурса «Серебряный пеликан», который назывался «Учитель года Западной Якутии» в 2013‑2017 гг. и проводился в Верхневилюйске. С 2018 года конкурс проводился в Намцах, Нюрбе и вот теперь в Вилюйске, а с 2018 года поменял название на «Серебряный пеликан», так как члены клуба «Учитель года» носят соответствующий знак. Профессионализм педагогов — как приглашенных членов жюри и лекторов, так и якутских участников конкурса — вновь доказал: не скудеет земля (не только якутская, но и в целом российская) педагогическими талантами, а нынешние учителя готовы отдать все силы во имя воспитания своих птенцов. «Не только состязание, но и праздник для ума и сердца педагога», «Да пребудет священно на всех языках твое гордое имя, учитель» — такие слова звучали в торжественный день открытия конкурса, а министр образования и науки Якутии Владимир Анатольевич Егоров подчеркнул: «Вы не обслуживающий персонал, вы те люди, которые работают ради будущего и на будущее. Надеюсь, что в обществе возродится уважение к учительской профессии».

День первый: спор с Дмитрием Быковым и почему химия может быть суперувлекательной

На целом спектре важнейших проблем сосредоточился Сергей Кочережко, постоянный автор «УГ», руководитель проекта при кафедре педагогики МПГУ «Самарский филиал», учитель истории и обществознания, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, член предметного и Большого жюри «Учителя года». «Перед нами, учителями, стоит объективная цивилизационная проблема — проблема культурного кода, от которой напрямую зависит единство нации», — подчеркнул Кочережко. В своем мегасодержательном выступлении педагог затронул незнание современными молодыми людьми элементарных понятий и исторических реалий: дети не понимают значения слова «цензура» («они думают, что это только запрет мата, и в итоге мы получаем множество молодых людей, которые ратуют за введение цензуры в России»), не смотрели знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»; речь детей 1990 года, как свидетельствует продемонстрированный видеоролик с открытия первого в России Макдоналдса, разительно отличается от речи сегодняшних сложноустроенностью и отсутствием слов-паразитов. Но и учителя на собеседованиях, как говорит опыт Кочережко, регулярно называют «Евгения Онегина» самой известной поэмой Пушкина и отвечают, что Ломоносов «окончил МГУ».
По просветительской направленности и энергичному умению работать с аудиторией мастер-классы Кочережко ярко выделялись в рамках форума и переживались слушателями как истинное событие. С легкостью педагог развеял основные мифы и стереотипы учителей, выступающих с мастер-классами на конкурсе «Учитель года». Одним из таких стереотипов, по Кочережко, является высказывание «Я иду, чтобы повышать мотивацию»; никаких верифицируемых доказательств, что ты повышаешь мотивацию, нет. Среди сомнительных идей потенциальных учителей года и очищение русского языка от иностранных слов, давно заклейменное умнейшими лингвистами как пуризм. Сосредоточился лектор и на проблеме дизайна презентаций — порой перерастающей в недостаток и даже издевательство над залом, и на речевых ошибках — таких как «я думаю то, что» или «125 грамм» вместо «граммов». Неуместные вопросы учителей также задают неверный формат коммуникации: так, на вопрос «Хотите ли вы быть сегодня исследователем?» дети дружно отвечают «Нет», и после этого, сыронизировал Кочережко, только и остается, что заканчивать урок. Прозвучала и важная классификация показателей истинности урока: тот, на котором состоялся умный диалог между учителем и детьми; тот, на котором деятельность учителя и обучающихся осмысленна; урок не по учебнику; тот, на который интересно смотреть со стороны; тот, на котором ученики достигли конкретных образовательных результатов; урок о смыслах, о ценностях, о человеке (в том числе о проблеме выбора); урок, на котором видна личность учителя, а не только выполнение им различных функций. Функция не может воспитать личность и ответить на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?»; важно не просто постулировать педагогические идеи, важно доносить индивидуальный мир, и этого, по Кочережко, конкурсантам явно не хватает. «Образование — это встреча. Встреча учителя и ученика. И она становится продуктивной, если за это время они хоть раз поменялись местами», — подчеркнул Кочережко. Но и внимания к ведущей педагогической идее своего выступления, сущности учительского опыта, которая должна находить воплощение во всех конкурсных испытаниях, у участников немного. Юрий Кынатов, идейный вдохновитель конкурса, председатель клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия»), главный организатор всех площадок форума, отметил роль Сергея Кочережко, Евгения Ковалева, Андрея Барашева, Александра Новгородова — победителей «Учителя года» в разные периоды его существования — в российской педагогике, призвав коллег равняться на них. Всего охват мероприятия составлял около двух тысяч учителей и детей; присутствовали начальник Управления образования Якутска Алексей Климентьевич Семенов, председатель Комитета по образованию Государственного собрания (Ил Тумэна) Феодосия Васильевна Габышева и многие другие высокопоставленные лица.
С неотрывным интересом аудитория слушала Романа Оконова, учителя истории и обществознания Соттинской СОШ Усть-Алданского улуса, озаглавившего свое выступление «Осмысление исторических событий в контексте критического мышления». Педагог провел с фокус-группой игру «Правда или ложь?», напоминая о лучших традициях интеллектуальных ток-шоу. По версии педагога, есть несколько стадий урока по технологии критического мышления, такие как стадия вызова, стадия осмысления и другие. На примере нашумевшей лекции Дмитрия Быкова о «популярности Гитлера» после возможной победы в Великой Отечественной войне Оконов завел речь об искажении истории. Не все коллеги тем не менее согласились с включением Быкова в лекционный материал — возражения простирались в диапазоне от «это нашумевший герой, вас заклюют» (как тут не вспомнить знаменитого пеликана!) до «Быков излагает свою точку зрения, пользуясь харизмой и авторитетом, и в ответ на его бездоказательность нужно быть более аргументированным». Но со знаменитой фразой Эйнштейна, процитированной лектором, — «Самое правильное в жизни — это правильно задавать вопросы» — сложно не согласиться, и именно постановка вопросов — важнейшее в мастер-классе Оконова.
Евгений Ковалев, учитель химии лицея №5 имени Ю.А.Гагарина (г.  Волгоград), победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 и один из членов жюри «Серебряного пеликана», начал свое выступление с фразы: «Знание гораздо шире, чем химические формулы, оно выходит за рамки собственно предмета». И правда, для многих — особенно для таких отъявленных гуманитариев, как автор этих строк, — впервые открылась связь химии со множеством разных искусств, как с музыкой, так и с литературой. Слушатели мастер-класса Ковалева ознакомились с фрагментом известной оперы Александра бородина в новой постановке; осмыслили фрагмент из «Тихого Дона», где повествуется о газовой атаке, использованной немцами; окунулись в историю, биологию, бытовые знания… «Формирование целостной картины мира — цель учителя; ученик может быть более грамотным специалистом, если он будет осознавать, что мир един», — заключил педагог.

День второй: аккаунт Печорина в Инстаграме, или Почему нам нужно, чтобы они нас поняли

Смыслам и ценностям, к чему и призывал Кочережко, было уделено много внимания в нынешних мастер-классах — педагоги старались выходить за рамки своих предметов, говоря об обществе, о том, что волнует всех нас. Так, Диана Андреева, учитель информатики школы №20 г. Якутска, обратила внимание, что на современного школьника льется поток информации с разных сторон. «Надо научить его применять знания, синтезировать, надо развивать критическое мышление обучающихся», — постулировала Андреева, отметив роль учителя в развитии этого критического мышления, в направлении усилий учеников в определенное русло, постановке перед учениками различных проблем и необходимости совместных поисков их решения.
Как найти контакт с современным учеником из поколения Z (родившиеся после 2000‑х годов), если ты из поколения Y (родившиеся после 1990‑х)? Как решить проблему коммуникации с ребятами, сплошь сидящими в гаджетах, умеющими пользоваться смартфоном с малых лет, а значит, разительно отличающимися от своих старших товарищей? Всеми этими вопросами задавалась Туяра Слепцова, учитель физики Хоринской СОШ. Решение этих проблем педагог Слепцова видит в профессиональной организации групповой работы, когда ученик наблюдает конечный продукт своего труда и то, как воспринимают его работу одноклассники. Из зала интересовались, как оценить вопрос об индивидуальных образовательных результатах при такой работе. Однозначного ответа на этот вопрос педагог не дала, но несомненно, с ее точки зрения, что групповая методология действует на каждого ученика, ведь он в этом случае просто не может отмалчиваться на уроке. И слова Слепцовой: «Нам нужно, чтобы они нас поняли, потому что они лучше нас; у них больше информации, мы с ними воспитывались в разных цифровых средах» — в этот день остро отозвались в каждом из педагогов, присутствовавших в аудитории как если не истина, то, во всяком случае, предельно близкое к ней.
А лично для меня крайне интересным был мастер-класс Анны Васильевой, учителя русского языка и литературы Бердигестяхской средней школы им. С.П.Данилова, о ведении читательских дневников. В детстве я, как и многие, вел дневник читателя, но никогда не погружался в проблему глубоко и не думал, насколько она может быть важна в совместной работе с учениками. «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество осмысленных» — такой эпиграф из Фазиля Искандера Васильева предпослала своему выступлению. Обычный дневник, по ее словам, — это просто журнал для наблюдений, а автор творческого дневника творит вместе с писателем. Дневник творческого читателя помогает развить у учащихся активный интерес к теме, развить творческие способности ученика, он учится глубоко анализировать произведение, с творческим дневником читать книгу интересно и увлекательно. Отдельная проблема, затронутая членами жюри после выступления Васильевой, — заполняют ли ученики эти дневники самостоятельно или пользуются Гуглом; педагог также отметила, что девочки заполняют дневники более активно, чем мальчики.
Не всеми был воспринят с восторгом мастер-класс «Восприятие поэтических текстов в цветовой гамме». Так, от фразы «Дети понимают лирическое произведение не с позиции лирического героя, а так, будто пишет сам автор» (интереснейшая тема, которая могла быть развернута) лектор перескочила к простому изъявлению эмоционального состояния — мол, дети, воспринимая стихотворение, выражают свое ощущение с помощью «окраски» разными цветами. За что и заслужила упрек Сергея Кочережко в том, что такой подход способствует шаблонизации мышления: при стихотворении о Победе все будут выбирать красный цвет; ну а при работе с другим один выберет зеленый, другой — красный, и оба будут правы, что нивелирует саму выбранную игровую стратегию.
Одним из самых увлекательных в этот день стал мастер-класс Юлии Захаровой, учителя русского языка и литературы Октемского научно-образовательного центра Хангаласского улуса, под названием «Минус… плюс». В России, по статистике, приведенной Захаровой, около 80% несовершеннолетних интернет-пользователей зарегистрированы в социальных сетях; у каждого пятого подростка более 100 друзей в социальных сетях; таким образом, соцсети — важный фактор формирования современного ребенка, от которого нам не стоит отстраняться, а стоит использовать в своих целях и пытаться понимать. Вместе с фокус-группой учитель провела анализ инстаграма медийных персон, телеведущего Дмитрия Губерниева и актрисы Регины Тодоренко, предложив оценить стратегии достижения ими успеха; были отмечены позитивность, оптимистичность, любовь к жизни и даже… особая система смайликов (тут ставим смайлик). Захарова рассказала, что при работе с «Героем нашего времени» предложила ребятам создать в Инстаграме аккаунты персонажей произведения. Дети сами распределили, кого раскрывать, легко представили себя в роли героев, ведут теперь диалоги от имени Печорина и Бэлы, обмениваются комментариями, используют фотографии из фильма и иллюстрации, присутствующие в Интернете; чтобы вести такую деятельность, надо неизбежно обратиться к тексту, а значит, эмоционально воспринять его. Все это не могло не вызвать понимающую улыбку. Однако синонимы ли это — эмоциональное восприятие и знание произведения? В диалоге с членами жюри возникла полемика, не пародия ли это на русский классический текст, девальвирующая классические ценности; не является ли недостатком подобной игры отсутствие цитат из произведения (в комментариях ребята высказываются от имени героев в произвольном ключе). Да и сама система «инстаграмной» игры не была признана новой — мол, на протяжении последних десяти лет учителя обращаются к чему-то подобному. Но, как бы то ни было, ребята после предложенной Захаровой игры уже не забудут произведение и образы героев, а значит, первичная цель — читательское соприкосновение с книгой — достигнута.
А учителя и журналисты (в числе последних и автор этого репортажа) уже торопились в заснеженный, но не холодный Верхневилюйск, славящийся множеством народных учителей, чтобы и соприкоснуться с открытыми уроками заслуженных коллег, и самим выступить с мастер-классами…

Дни третий и четвертый: чего лишено дистанционное образование и почему не надо бояться говорить с детьми о сложном

Одной из самых важных бесед прошедшего форума стало интервью с Александром Андреевичем Егоровым, заслуженным учителем Российской Федерации, именем которого назван трехуровневый Кубок для учителей физики. Я задал вопрос, волнующий каждого учителя, — о задачах российского образования, и получил насыщенный, многослойный ответ. «Когда говорят, что задачи образования меняются, — согласен. Но когда говорят, что люди будут сами выбирать себе педагогов, — в этом у меня большие сомнения. Учитель должен увидеть в ученике его слабые и сильные стороны, чтобы обучающийся был окрылен, а дистанционный диалог этого не дает, — поделился сомнениями относительно новых веяний времени пожилой педагог. — Для старших учитель должен быть добрым советником, поводырем, для младших — мотиватором. Сейчас мы вступаем в такое время, когда люди быстро думают и быстро принимают решения. И я стараюсь всегда давать такие задания, чтобы у ребят голова работала. Но, как и любой учитель, я прежде всего хочу, чтобы мои ученики были счастливы». Язык технических наук, по Егорову, всегда будет нужен, так как нужны основы техники, но преподавание этого, с его точки зрения, лишено связи с современностью. «Возьмите эту штуку, — показал он на смартфон, — в учебнике физики про это не пишут, там про транзистор, светодиод и прочее, а ведь осмысление современных технологий могло бы серьезно помочь познанию. Барьер между школьной математикой и нуждами современной техники огромен».
О необходимости соответствия системы образования новым вызовам времени говорила в этот день и Люция Тойтонова, заместитель главы администрации Верхневилюйска, отметив также, что Верхневилюйск стал престижной площадкой для международного роста учителей. А Юрий Кынатов оценил, какие расстояния были преодолены учителями ради приезда в Якутию, — географический диапазон и правда был огромным: от Магнитогорска до Ростова, от Москвы до Волгограда. Бодрее же всех был… 73‑летний заслуженный учитель РСФСР, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К.Джорджадзе Петр Петрович Головин, не устававший радовать присутствовавших добрым юмором, полный энергии и любви к своему делу. «Только те знания, которые вы добыли сами, будут вашими», — процитировал Головин слова Конфуция в рамках своего содержательного мастер-класса, а подчеркивая связь физики с другими науками, процитировал наизусть отрывок из лермонтовского «Демона». Головин подчеркнул также свою связь с якутским народом: «Саха — это люди высокоинтеллектуальные, которые любят свой край, которые настолько человечны, у них есть какое-то противоядие… Это меня восхищает и удивляет».
Не могла на форуме не проявиться и добрая традиция наставничества, передачи лиры от учителя к ученику, без чего невозможна не только современная педагогика, но и, пожалуй, искусство вообще. Сразу вспомнилось, как в 2008 году наш руководитель творческого семинара в Литинституте пожелал нам радости учительства, и у автора этого репортажа пожелание сбылось… Юрий Васильевич Кынатов сейчас директор школы №4 Верхневилюйска, в которой проходили профессиональные состязания в честь его бывших классных руководителей, учителей с большой буквы Надежды Ивановны Николаевой и Светланы Георгиевны Егоровой. Надежда Ивановна работала учителем русского языка и литературы в Верхневилюйской средней школе имени Ю.Н.Прокопьева 53 года, а сейчас находится на заслуженном отдыхе; из выпускников Надежды Ивановны более 30 учащихся стали учителями разного профиля, 8 человек выбрали специальность «учитель русского языка и литературы». Светлана Георгиевна почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС (Я), а также обладательница многих других наград, неоднократный призер республики по шахматам среди работников образования. Кубок Надежды и Света — так с любовью был назван I открытый конкурс учителей русского языка и литературы, на который подали заявку 25 учителей из разных школ улусов республики. На начальном этапе соревнующиеся выполняли тестовые задания ЕГЭ, во втором этапе участвовали в викторине по произведениям классической русской литературы: звучали цитаты из Грибоедова, Некрасова, Карамзина, задавались простые и не очень простые вопросы… Наталья Бурнашева, учитель МБОУ СОШ №4 имени Д.С.Спиридонова, ставшая абсолютным победителем и обладателем Кубка Надежды и Света, призналась: «Для меня огромная честь защищать родную школу. Я молодой учитель, и подобные конкурсы вдохновляют меня на самосовершенствование, помогают в творческом становлении и личностном росте. Я учусь у других педагогическому мастерству и думаю, что, если приложить к этому творчество и желание, у меня все получится».
Всего в Верхневилюйске проходили три турнира — в том числе 4‑й розыгрыш Кубка Семенова — турнир учителей математики. Специальные открытые уроки и мастер-классы провели Вита Кириченко, директор школы №1520 имени Капцовых, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, и Анна Стельмахович, учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики СОШ №5 г. Магнитогорска Челябинской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014. Автор этого репортажа представил «Учительскую газету» и литературный проект «Они ушли. Они остались», ознакомив якутских учителей с важнейшими авторами антологии безвременно ушедших поэтов позднесоветской поры «Уйти. Остаться. Жить» — Владимиром Полетаевым (1951‑1970), Любовью Татишвили (1958‑1983), Клавом Элсбергом (1959‑1987), Михаилом Фельдманом (1952‑1988) и другими…

Неосторожная звезда,
свалившаяся из гнезда,
покатится по рукаву, —
живу я или не живу? —

Часы. Прозрачный циферблат.
Идут они или стоят?

(Владимир Полетаев)

А участники и гости конкурса не стояли на месте и переместились на мастер-класс учителя физики, заслуженного учителя Кубани Андрея Семке, посвятившего свое выступление методическим рекомендациям по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. «Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа деятельности. Исследовательская деятельность — инструмент повышения качества образования. Сейчас актуальны вопросы о снижении нагрузки детей; уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований», — заключил педагог.
Впереди нас ждало торжественное награждение призеров «Серебряного пеликана» (интервью с абсолютным победителем конкурса Валентиной Третьяковой читайте в настоящем номере), затем столица гостеприимной республики — Якутск и прошедшая там Межрегиональная педагогическая мастерская, на которой победители и финалисты «Учителя года России» разных лет, известные среди педагогического сообщества имена, поделились своим опытом и провели профессиональные мастер-классы. Среди особо запомнившихся — лекция Анны Стельмахович, буквально вибрировавшей в эмоциональном и взвешенном диалоге с залом, призвавшей к отсутствию косных трактовок патриотизма, к тому, чтобы говорить с детьми сложно о сложном и не бояться многослойного понимания современных политических проблем. Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель «Учителя года»-2019, сосредоточила внимание на игровых стратегиях работы с учениками, среди которых интернет-мемы, необходимость работать именно с собственными (а не взятыми из Интернета, что чревато ошибками) презентациями. «Ты, к сожалению или к счастью, не центр жизни учеников. Твоя цель — чтобы они хотели что-то у тебя взять. Получилось — ты молодец, не получилось — попробуешь завтра еще раз», — заметила Арачашвили.
А безусловным эпиграфом к этому дню можно поставить мудрые слова Петра Головина: «Любой учитель, который хочет расти, должен видеть, как другие это делают. Потому что сок сам по себе скиснет, и его надо разбавлять». Думаю, это относится не только к педагогике, но, безусловно, «Серебряный пеликан» делал все для такого саморазвития.
До новых встреч в гостеприимной Якутии, до новых педагогических состязаний и праздников сердца, и, конечно, всем серебряных пеликанов в качестве хранителей!

Верхневилюйск, Республика Якутия

Спецрепортаж

«Мой профсоюз», №12 от 19 марта 2020 года

Фестиваль высокой педагогики

В Якутии во второй раз состоялся масштабный Тумэр Форум

0
​Как добраться из города Ейска Краснодарского края до Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия)? Можно на автомобиле без пробок проехать 8900 км за 4 дня и 18 часов. Пеший маршрут Яндекс-навигатору проложить не удалось. А вот перелет со всеми пересадками и ожиданиями занял 20 часов. Почему я решился снова поехать в эту отдаленную точку России? Почему на это решились мои коллеги из разных регионов России? Потому что нас позвали на Тумэр Форум, который проходит в республике уже второй раз. Пространство для общения и повышения квалификации педагогов в 2020 году раскинулось на 13 площадках, объединило свыше двух тысяч педагогов, около сотни участников конкурса «Серебряный пеликан» (межрайонное состязание для педагогов по образцу «Учителя года»), а также школьников, которые смогли посетить открытые уроки и мастер-классы педагогов из других регионов России. Мероприятие поддержали Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки региона, муниципальные управления образования, главы улусов (районов), Верхневилюйская районная организация Общероссийского Профсоюза образования. Но, конечно, форум состоялся в первую очередь благодаря большой работе, проделанной клубом «Учитель года Республики Саха», его бессменному лидеру, директору верхневилюйской школы №4 им. Д.С.Спиридонова Юрию Кынатову.Андрей Семке

Якутия нас встретила весенней погодой: минус 27 градусов, яркое солнце, обжигающе белоснежный снег и непревзойденная по красоте природа. Было хорошо и свежо. Водитель обнадеживающе произнес:
— Здесь недалеко поедем, в Верхневилюйский улус…
Недалеко по местным меркам — это 690 километров по относительно неплохой дороге. На границе районов — особый ритуал. Необходимо отдать дань черным воронам, поклониться и загадать желание, повязав ленточку, а затем спокойно следовать дальше.
Время в дороге пролетело, как один миг. Бессонные сутки от эмоций и переживаний становились длиннее, а встреча с друзьями — народным учителем СССР Петром Головиным, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России»-2012 Витой Кириченко, победителем конкурса «Учитель года России»-2014 Анной Стельмахович, председателем клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» Юрием Кынатовым — и вовсе растворила время и пространство…
Первое мероприятие форума — сразу на высшем уровне, вместе с тем очень неформальное. Мы в гостях у родителей главы Якутии Айсена Николаева. Скромный дом, чистый, опрятный, с национальным декором, встретил нас уютом и гостеприимством. Тамара Сергеевна, мама Айсена Сергеевича, накрыла стол с местными деликатесами и рассказывала о сыне, о национальной культуре, о жизни…
Это была встреча замечательных людей, творцов, педагогов с большой буквы и настоящих патриотов. Нам не хотелось уходить. Менялись темы, но становилось все душевнее и теплее. Казалось, что невидимая энергия объединила нас, людей из разных уголков России, с этой семьей…
Тумэр Форум начал свою работу с открытия трех профессиональных состязаний. «Кубок Надежды и Света» — для учителей русского языка и литературы, «Кубок Александра Семенова» — для учителей математики, для учителей физики — «Кубок Александра Егорова». Учителям арктического региона предстояли испытания, которые требовали отличного знания своего предмета, а также открытые уроки и мастер-классы. Предваряли действо лекции и занятия с педагогами — гостями республики, которые делились своим мастерством и опытом.
На всех площадках проходили интереснейшие мероприятия для учителей и учащихся, руководителей школ и их заместителей. Открытые уроки перетекали в лекции и мастерские, мастер-классы продолжались практическими занятиями, семинарами. Замечательно, что все педагоги, школьники и директора были заинтересованы происходящим, задавали вопросы, активно работали на практикумах. В Вилюйске параллельно со всеми открытыми мероприятиями проходил традиционный конкурс среди педагогов «Серебряный пеликан».
Во время подведения итогов учительских соревнований в Верхневилюйске приятно было наблюдать, как бережно здесь относятся к ветеранам педагогического труда. Благодарные выпускники одаривали их вниманием и подарками. Профсоюзный комитет Верхневилюйского улуса учредил памятную медаль «50 лет непрерывной педагогической работы», которая была впервые вручена трем учителям: Надежде Ивановне Николаевой и Нине Александровне Никифоровой, педагогам Верхневилюйского улуса, и Петру Петровичу Головину, народному учителю СССР, физику из Ульяновской области.
Победителем открытого конкурса «Кубок Александра Семенова» стала Таисия Семенова, учитель математики верхневилюйской средней школы №1 им. И.Н.Барахова. Первое место на открытом конкурсе «Кубок Александра Егорова» среди учителей физики досталось Родиону Захарову, молодому педагогу Верхневилюйского республиканского лицея-интерната им. М.А.Алексеева. Лучшей на первом открытом конкурсе «Кубок Надежды и Света» среди учителей русского языка и литературы названа Наталья Бурнашева, учитель верхневилюйской средней школы №4 им. Д.С.Спиридонова. Каждый из девяти финалистов получил денежные сертификаты, подарки.
Карта Тумэр Форума обширна: села Соттинцы, Верхневилюйск, Якутск, Оленек, Бердигестяг, Табага, Октемцы, города Вилюйск, Ленск, Нюрба. Более 100 тысяч километров преодоленных расстояний, дважды кругосветка и даже больше!
«С первой минуты я не перестаю восхищаться людьми, природой, школой. Настолько много вы делаете в мире цивилизации для того, чтобы сохранить себя, свою самобытность. Мы сильны, потому что учимся друг у друга. Мы искренне благодарны верхневилюйской земле!» — сказала абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Вита Кириченко.
После насыщенного работой дня оставалось время и для кулуарного общения. Обсуждали проблемы современного образования, делились персональным профессиональным опытом, обменивались книгами и методическими пособиями.
Очень яркие впечатления и эмоции оставила у нас национальная рыбалка. Во-первых, мы добирались по зимним дорогам, по заснеженному лесу. Надежный автомобиль спасал и от заносов, и от возможности перевернуться на крутых спусках и подъемах. Во-вторых, куйкур — национальная якутская рыбалка — требует выносливости, терпения. После приготовления лунок и снастей начался сам процесс. Сачок необходимо было опустить и вращать так, чтобы он менял высоту погружения. При этом толщина льда в месте рыбалки достигала метра. Мы были счастливы вытащить из садка несколько небольших карасей. Представляю, сколько нужно времени и энергии, чтобы наловить на целый улус. Но местные рыбаки после удачной рыбалки раздают всю рыбу, оставляя себе лишь малую часть…
Перед подведением итогов республиканского конкурса «Серебряный пеликан» в Вилюйске состоялась знаковая встреча педагогов с народным учителем Республики Саха Николаем Ивановичем Афанасьевым, ветераном Великой Отечественной войны, заслуженным учителем РСФСР и Якутской АССР, отличником образования СССР.
Абсолютным победителем конкурса «Серебряный пеликан» признана учитель русского языка и литературы Валентина Третьякова из самого дальнего Среднеколымского улуса. В качестве приза она получила сертификат на сумму сто тысяч рублей.
Итоговым мероприятием форума стала Межрегиональная педагогическая мастерская «Мастер-классы победителей конкурса «Учитель года России» — учителям Якутии», которая прошла в одном из лучших образовательных учреждений Якутска — средней школе №33 им. Л.А.Колосовой. Это был фейерверк методических идей, изюминок-находок. Учитель математики из Санкт-Петербурга Георгий Вольфсон объяснил, почему «математика ум в порядок приводит». Александр Буханистов, учитель биологии из Новосибирской области, рассказал, как заинтересовать своим предметом детей. Анна Стельмахович, учитель из Магнитогорска, объяснила, как говорить с детьми о сложных вещах. Необычным было выступление абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2019 Ларисы Арачашвили «Как заинтересовать, как мотивировать и учить!». О культурном коде говорил на своем мастер-классе Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2015. Многогранности физики и общим подходам к изучению единой картины мира посвятили свои мастер-классы Петр Головин и ваш покорный слуга, учителя физики из Ульяновской области и Краснодарского края. Запомнились выступления Прокопия Батюшкина, учителя истории из Якутска, Романа Оконова, учителя истории из Соттинской школы Усть-Алданского улуса, Андрея Белышева, учителя математики и физики из Москвы. А потом еще долго спорили, обсуждали, делились эмоциями участники действа.
«Я в полном восторге от Якутии, от людей, от гостеприимности, которая здесь царит. У меня не хватает слов, чтобы описать, насколько я счастлива, что я здесь. Если меня еще раз пригласят, приеду с удовольствием» — так выразила свои эмоции Гаяне Нерисян, учитель истории академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.
Обобщу: Тумэр Форум — это масштабно, профессионально, интересно. Настоящие алмазы Якутии — это потрясающие люди, девственная природа, человеческие отношения!
В Республике Саха прошел настоящий фестиваль высокой педагогики. Спасибо большое клубу «Учитель года Саха» и лично Юрию Васильевичу Кынатову.

Андрей СЕМКЕ,
учитель физики, заслуженный учитель Кубани, методист Института развития образования Краснодарского края

… Учитель сегодня не информатор, не вещатель постулатов для учеников. Он –советник, помощник, менеджер, психолог, футуролог.

Учитель сегодня имеет много лиц. Но суть у него должна быть одна – любовь к детям, служение своему народу, его будущему…

Этими словами Александр Андреевич Егоров, дал напутствие на открытом конкурсе учителей физики «Кубок Егорова Александра Андреевича» и учителей математики «Кубок Семенова Александра Ивановича».

Принять участие приехали с разных концов нашей необъятной республики — 43 учителя математики и 16 учителей физики. Ведь главная цель нашего конкурса – повышение профессионализма наших учителей.

В чем же отличие данных конкурсов?

Во-первых. Это практика приглашения для работы в качестве экспертов на конкурсах учителей математики и физики, абсолютных победителей, лауреатов всероссийских конкурсов профессионального мастерства сегодня уверенно зажигает наши дороги Республиканский Клуб «Учитель года РС(Я)», под руководством председателя Клуба, финалиста конкурса «Учитель года России» 2010,  Кынатова Юрия Васильевича. 

В экспертный состав вошли Егоров Александр Андреевич, заслуженный учитель РФ, Головин Петр Петрович, Народный учитель СССР, кандидат педагогических наук, Семке Андрей Иванович, заслуженный учитель Кубани-2002года, «Учитель года – 2000», ведущие учителя республики – Кынатов Юрий Васильевич, финалист всероссийского конкурса “Учитель года России” 2010, член жюри  всероссийского конкурса УГР-2014,2016, Председатель РОО “Клуб  “Учитель года Республики Саха (Якутия) им.М.А.Алексеева”, директор МБОУ “Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №4 им. Д.С.Спиридонова”, Саввинова Надежда Александровна, доктор физико-математических наук, директор Физико-технического института, зав.кафедрой теплофизики и теплоэнергетики, дочь Семенова А.И., Семенов Александр Александрович, кандидат физико-математических наук, Генеральный директор ООО “Туналгы”, сын Семенова А.И., Павлов Алексей Николаевич, лауреат Государственной премии им.М.А.Алексеева, Почетный работник общего образования РФ, ученик А.И.Семенова.

Во-вторых. Это проведение семинаров для учителей и учащихся. Лучшие учителя России проводили открытые мероприятия: семинары, лекции, уроки, занятия для учащихся. Организация таких мероприятий для учителей настолько интересны, продуктивны и плодотворны, думаем, что каждый участник получил тот багаж знаний, которую они воплотят в своей творческой работе.

В-третьих. Это сам конкурс. Его уникальность: I этап конкурса – решение задач ЕГЭ по математике и физике. Учителя за определённое время решают задачи, повышенной уровня. II отборочный этап конкурса — конкурсные творческие письменные задания из области математики и физики, педагогики, методики преподавания. Составителями задач для учителей физики, является сам Егоров А.А., а для учителей математики – ученики А.И.Семенова. И, III финальный конкурс – конкурсный урок.

И вот, прошли волнительные дни.

На финал вышли 3 учителя математики: Филиппова Христина Петровна, учитель математики МБОУ Нюрбинский технический лицей им. А.Н. Чусовского, Семенова Таисия Николаевна, учитель математики ВВСОШ№1 им.И.Барахова, Иванов Герман Федотович, учитель математики Кырыкыйской ООШ Верхневилюйский улус.

По физике вышли: Захаров Родион Никитич, учитель физики ВВРЛИ М.А.Алексеева, Спиридонов Александр Дмитриевич, учитель физики ВВСОШ№1 им.И.Барахова, Егоров Александр Николаевич, учитель физики МБОУ «Мукучинская гимназия» Кобяйский улус.

Итак, результаты трехдневного открытого конкурса учителей математики и физики: Победителем открытого конкурса «Кубок Семенова А.И.» среди учителей математики стала Семенова Таисия Николаевна, учитель математики ВВСОШ№1 им.И.Барахова. Она же и выиграла Суперкубок Тумэр Форума-2 от Клуба Учитель года РС(Я) – как набравшая наибольшее количество баллов по уроку среди всех 9 финалистов трех турниров.

На открытом конкурсе «Кубок Егорова А.А.» среди учителей физики стал Захаров Родион Никитич, учитель физики ВВРЛИ М.А.Алексеева.

Мы надеемся, что открытая образовательная площадка «Совершенствование системы консультационной работы физико-математического образования», которая проходила в рамках образовательной площадки “Тумэр форум”, зажгло в сердцах участников уверенность в собственных силах, оптимизм и уверенность!   

Т.В. Блинова, зам.директора ВВРЛИ М.А.Алексеева,

почетный работник общего образования РФ.

6 марта в МОБУ СОШ №33 имени Л.А. Колосовой проведена II Межрегиональная педагогическая мастерская «Мастер-классы победителей профессионального конкурса «Учитель года России» — учителям Якутии» в рамках ТYMЭР ФОРУМА-2020.

Учредителями и организаторами площадки выступили Республиканская общественная организация “Клуб “Учитель года Республики Саха (Якутия)”, МОБУ СОШ №33 им.Л.А.Колосовой, Управление образования ОА города Якутска

Межрегиональную педагогическую мастерскую открыли Юрий Кынатов, председатель РОО «Учитель года РС(Я), и Тамара Таюрская, директор МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой.
С приветственным словом выступили председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева, министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров и начальник Управления образования Окружной администрации города Якутска Алексей  Семенов.
140 учителей посетили уникальные мастер-классы, среди них 34 участника городского профессионального конкурса “Учитель года-2020”.

Учителя посетили мастер-классы:
1. Арачашвили Лариса Гивиевна – учитель русского языка и литературы СОШ №55 «Долина Знаний» города Волгограда. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2019»;
2.Барашев Андрей Хугасович – директор МАУ города Ростов- на -Дону “Информационно-методический центр образования», учитель русского языка и литературы. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016»;
3.Батюшкин Прокопий Дмитриевич – учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №33 г. Якутск. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года РС(Я) – 2018». Финалист конкурса «Учитель года России 2018». Отличник образования Республики Саха (Якутия);
4.Белышев Андрей Юрьевич – ведущий специалист ГАОУ ДПО «ТемоЦентр» г. Москва, учитель математики и физики, неоднократный финалист конкурса «Педагог года Москвы». Автор нескольких пособий по робототехнике и физике, наставник трех призеров ВсОШ, восьми стобалльников ЕГЭ, журналист и телеведущий на МособрТВ;
5.Буханистов Александр Александрович- учитель

биологии Маслянинской СОШ №1 Новосибирской области. Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2001». Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года РФ – 2017». Методист Маслянинского ИМЦ. Заслуженный учитель РФ. Заслуженный учитель Республики Южная Осетия. Лауреат Премии Президента РФ. Двукратный победитель Всероссийского конкурса „ Лучшие учителя Росси“ (премия Президента РФ).  Почётный работник образования Новосибирской области, Президент региональной общественной организации «Ассоциация участников конкурсов Новосибирской области». Победитель российско-американского конкурса «Учителя-учителям». Мобильный учитель в проекте школы №97 г. Ижевска. Участник совместной акции ФСБ РФ, медицины катастроф и Министерства Образования РФ «Добрая воля» с 2007 по 2010 годы в Республике Ингушетия, Дагестан, Чечня, Южной Осетии. С 2002 года участник межрегиональных экологических экспедициях учителей года России. Преподаватель зимней школы учителей года в разных регионах страны с 2006 года;
6. Вольфсон Георгий Игоревич – учитель математики ГБОУ Физико-математический лицей №366 г. Санкт Петербург, также ведет олимпиадную математику, экономику, астрономию, интеллектуальные игры. Автор двух книг по школьной математике. Победитель ряда учительских конкурсов: конкурс Эйлера -2007, Всероссийский творческий конкурс учителей математики (г. Москва, 2008г. и 2010г.). Признан лучшим молодым учителем Петербурга (2009г.) и России (конкурс «Педагогический дебют», г.Москва, 2010 г.). Подготовил одного стобалльника ЕГЭ. Ведет свой образовательный видеоблог.
7. Головин Петр Петрович  — учитель физики  Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К. Джорджадзе (Ульяновская область). Кандидат педагогических наук. Народный учитель СССР. Заслуженный учитель РСФСР. Кавалер ордена «Знак Почёта». Член предметного и Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года»;
8. Ковалев Евгений Геннадьевич – заместитель директора МОУ Лицей№5 им. Ю.А.Гагарина, г.Волгоград, учитель химии.  Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016»;
9. Кочережко Сергей Сергеевич — руководитель проекта при кафедре педагогики МГПУ Самарский филиал, учитель истории и обществознания. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015». Член предметного и Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года»;
10. Кутенков Борис Олегович – специальный корреспондент издательства  «Учительская газета»;
11. Нерсисян Гаяне Нориковна – учитель истории и обществознания ГБОУ Академическая гимназия № 56 г. Санкт Петербург. Эксперт ГИА. Диплом I степени Всероссийского конкурса работников образования «Педагог года 2016» (конкурс разработки урока).  Победитель Всероссийского конкурса „Лучшие учителя России“ (премия Президента РФ)-2019г. Наставник трех стобалльников ЕГЭ и призера ВОШ:
12. Образцова Мария Сергеевна – руководитель направления регионального развития образовательной платформы Учи.ру;
13. Оконов Роман Николаевич – учитель истории и обществознания МБОУ «Соттинская СОШ», Усть-Алданского улуса. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года РС(Я) – 2019»;
14. Платонова Анна Алексеевна – учитель русского языка и литературы МОБУ ГКГ г. Якутск. Победитель республиканского конкурса «Профи-учитель русского языка и литературы». Абсолютный победитель конкурса «Учитель года РС(Я) – 2018». Финалист конкурса «Учитель года России 2018». Отличник образования Республики Саха (Якутия).
15. Семке Андрей Иванович – учитель физики, ИРО Краснодарского края. Заслуженный учитель Кубани. Лауреат премии Яноша Корчака 2005, 2006, 2008. Победитель конкурса «Учитель года Кубани 2002». Финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2009». Подготовил 6 победителей и призеров международных олимпиад, 9 победителей и призеров ВОШ. Писатель.
16. Стельмахович Анна Юрьевна – учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики СОШ№5 с УИМ г. Магнитогорска, Челябинская область. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014».

Параллельно были проведены уроки для 120 учащихся. Анна Юрьевна Стельмахович провела урок в 4 классе по теме «Милосердие». Андрей Иванович Семке встретился с учащимися 11 класса и обсудил с ними научное познание мира. Петр Петрович Головин провел уроки в 9 и 10 классах по теме «Понятная практическая электродинамика».
Во время мастерской работала редакционная коллегия школы «33 школа PLUS». Приведем некоторые выдержки из интервью участников мастерской.
Егоров В.А., министр образования и науки РС(Я): «… Наши гости  — ведущие учителя России, победители Всероссийских конкурсов. Форум предназначен для того, чтобы наши педагоги обменивались своим опытом и мастерством. Приезд такого количества ведущих учителей мотивирует, дает стимул дальнейшему творчеству, показывает какого уровня должно быть педагогическое мастерство».

Арачашвили Л.Г.: «….Ты, к сожаленью или к счастью, не центр жизни учеников. Твоя цель, чтобы они хотели что-то у тебя взять. Получилось – ты молодец, не получилось – попробуешь завтра еще раз».
Вольфсон Г.И.: «Очень здорово! Прежде всего, понравилось то, что ребята, и учителя здесь реально заинтересованы, им хочется узнавать что-то новое, и это всегда подкупает. Помимо этого, смотреть выступления других опытных коллег было приятно».
Баранов Е.Н., участник городского профессионального конкурса «Учитель года-2020»: «Мне понравились два выступления: учителя биологии Буханистова Александра Александровича, который рассказал, как заинтересовать детей и выступление учителя литературы Анны Юрьевны Стельмахович на тему патриотизма, как с детьми говорить о сложных вещах».
Головин П.П.: «….Любой учитель, который хочет расти, должен видеть, как другие это делают. Потому что сок просто сам по себе скиснет, и его надо разбавлять».
Как отметили участники городского профессионального конкурса «Учитель года-2020», формат мастерской помог им найти ответы на волнующие их вопросы.

Лучшие педагоги России собрались на земле Олонхо

В эти дни Якутия стала центром лучших образовательных практик – успешно завершен ll межрегиональный образовательный «Тумэр форум-2020» для работников образования республики и регионов России.

В рамках форума по разным районам республики работали 13 площадок, где делились опытом и практическими навыками более 2000 педагогов, в том числе «Учителя года» республики и России. Таким образом, произошла яркая синергия лучших умов и плодотворный обмен опытом, который, стал еще одним большим шагом для развития образования.

Завершающий семинар форума прошел на базе среднеобразовательной школы №33 г. Якутска, где также прошли мастер-классы и открытые уроки педагогов для коллег и школьников. На сцене в торжественной обстановке вручены благодарственные письма Министерства образования и науки РС(Я).

Министр Владимир Егоров поздравил всех с успешным окончанием форума. Он поблагодарил всех коллег и почетных гостей, которые преодолев большие расстояния прибыли в Якутию для плодотворной работы.

«Отрадно, что инициатива проведения «Тумэр форума» исходит от самих педагогов — Клуба «Учитель года РС(Я)» во главе с председателем Юрием Кынатовым. Большую организационную работу проводят Управления образованием, муниципальные районы на местах. Это говорит о вовлеченности наших педагогов, всей общественности в стремлении развивать систему образования. Именно благодаря таким педагогическим инициативам, создается лучшее условие для реализации открытой образовательной среды. Выражаю огромную благодарность всем вам за такую сплоченность, активную позицию и творческий подход к образовательному процессу. Спасибо всем нашим почетным гостям. Желаю всем новых высот и достижений, счастья и благополучия!», — поздравил министр.

В рамках форума прошли Конкурсы педагогического мастерства «Серебряный пеликан», Кубки именитых педагогов — «Кубок Надежды и Света», «Кубок Александра Семенова», «Кубок Александра Егорова» для учителей — русоведов, математиков и физиков.

Плодотворный разговор прошел при личной встрече министра с почетными гостями. В ходе открытого диалога затронуты волнующие педагогов и общественность вопросы, какие пути решения есть по актуальным проблемам системы образования. Федеральные гости поделились своим впечатлением от работы в школах Якутии.

«Меня поражает то, что вы углубленно изучаете свою историю, культуру, во всех школах есть содержательные стенды о ваших почётных ветеранах. Это очень важно — хранить память о своих наставниках и передавать это юному поколению. Я лично работал с Михаилом Андреевичем Алексеевым, и меня радует, что его помнят и чтят, это был, действительно, выдающийся педагог. Отрадно, что есть сплоченность педагогов, строятся качественные школы, видно, что руководство региона, правительство уделяет большое внимание развитию образования, желаю, чтобы и впредь было всегда так», — сказал народный учитель ССРС Пётр Головин.

Идейный вдохновитель «Тумэр форума», почётный работник общего образования РФ Юрий Кынатов отметил необходимость развития Кубков, которые проходят в рамках масштабного события. «Основная цель Кубков – мотивировать учителей, в этом году общий призовой фонд составил около 200 000 рублей, что тоже является хорошим стимулом. Эффективность показал опыт этого года, когда мы три Кубка объединили в финале и все могли наблюдать итоговые выступления конкурсантов. Будем продолжать совершенствовать задания Кубков», — отметил Юрий Васильевич.

В ходе разговора отдельное внимание уделено анализу национальных проектов, гости поделились опытом реализации федерального проекта «Учитель будущего» на местах. Высказаны разные точки зрения по идее создания Центров оценки квалификаций педагогических работников в регионах. «Я уверен, что такие центры оценки профессиональной компетенции учителей должны быть созданы с нуля, не на базе каких-либо учреждений. Методическая работа — полевая работа, и из-за того что она достаточно глубинная, и можно сказать, рутинная, трудно поддается изменениям. Но я уверен, что можно и нужно, все-таки, ее изменять, совершенствовать в соответствии с новыми требованиями», — подчеркнул Андрей Барашев, директор Информационно-методического центра образования Ростова-на-Дону, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016». Также участники встречи отметили необходимость развития психологического, медико-социального сопровождения педагогов, электронной школы и других проектов информационно-образовательная среды. Стороны отметили готовность дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Пресс-служба министерства образования и науки РС(Я)