Дмитрий Спиридонович Спиридонов

Родился 1 июля 1923 г. в Сургулукском наслеге Верхневилюйского района. Окончил Вилюйское педагогическое училище (1948) и Якутский педагогический институт (1953) по специальности учи­тель истории.

После 1 курса педучилища был призван в ряды Советской Ар­мии. Участвовал в боях против японских милитаристов.

Образованный, волевой, физически хорошо развитый боец Спи­ридонов был образцом, являл собой личный пример для своих товарищей по ратному труду.

По окончании института был назначен заместителем директора по учебной работе Верхневилюйской средней школы им. И. Барахова, с 1956 по 1983 гг. работал директором этой же школы.

Есть люди, которые сразу определяют дело всей своей жизни. Таким и оказался Дмитрий Спиридонович, много лет встречав­ший детей у школьного порога.

Четверть века руководил Д.С.Спиридонов крупнейшей школой не только района, но и всей республики. Какие качества руково­дителя можно отметить в нем за эти годы? Аккуратность. Прин­ципиальность. Требовательность. Четкость. Глубокое знание свое­го предмета. Идейную убежденность. Целеустремленность.

Дмитрий Спиридонович многим своим выпускникам помог получить высшее образование, поддерживал их в трудные годы.

Награжден медалью «За победу над Японией», многими боевы­ми медалями, Почетный гражданин района, одной из улиц с. Верхневилюйска присвоено имя Д.С.Спиридонова. С 1996 г. в Верх­невилюйской средней школе имени И. Барахова учреждена ежегодная стипендия имени Д.С. Спиридонова.

Педагогическая энциклопедия

(Якутск, 2000 г., том 1, стр.271)

Отличник просвещения РСФСР, заслуженный учитель школ РС (Я) и РСФСР, кавалер орденов «Знак Почета» и Отечествен­ной войны и многих боевых медалей.

Дмитрий Спиридонович всегда был подтянутым, волевым, мыс­лящим и энергичным директором. Своей деятельностью, личным примером, умением направить и организовать учителей и учащих­ся добивался высоких результатов. Он постоянно следил за основ­ными событиями в стране и за рубежом. Его отличала высокая принципиальность, требовательность и чистота личной жизни. Эрудиция, компетентность, личное педагогическое мастерство по­ражало всех учителей и учащихся.

Как руководитель большого коллектива обладал неиссякаемым запасом оптимизма, внимания ко всем людям, большой любовью к учащимся, терпением, выдержкой и тактом.

Секрет успеха Дмитрия Спиридоновича — в целеустремленнос­ти. Он четко представлял цели, способы организации учебно-вос­питательной работы в современной развивающейся сельской школе, что мобилизовало творческие силы коллектива и делало учебно-воспитательную работу результативной и интересной. Он прекрасно знал сегодняшний уровень состояния обучения и вос­питания учащихся, имел ясное представление о том, каким должен быть завтра. Именно объективное знание состояния дела на конк­ретном этапе развития экономики, социально-духовной сферы жизни общества позволяло ему верно направить усилия коллекти­ва на решение новых задач, выдвигаемых жизнью, вооружало пер­спективой учащихся, учителей и родителей.

Прекрасный семьянин. Вместе с горячо любимой супругой, зас­луженной учительницей ЯАССР К. И. Жирковой, человеком пре­красной души, доброты, с огромной любовью называемой ее мно­гочисленными учениками второй родной матерью, дали своим де­тям прекрасное воспитание и образование.

Борец за новое, прогрессивное, энтузиаст Дмитрий Спиридонович пользовался огромным авторитетом среди всех слоев населения Верхневилюйского улуса и учителей республики. Он оказал огром­ное влияние на формирование личности учащихся, на воспитание их патриотами своей Родины. Простота, личная скромность, спра­ведливость, неиссякаемая работоспособность и человеколюбие сде­лали его незабываемым в сердцах трудящихся улуса и республики.

Коллектив Верхневилюйской средней школы №1 им. И. Барахова